Чем старые фильмы отличаются от новых?
И вновь наступил выходной день. Страна удобно расположилась возле телевизионных приёмников с голубыми экранами. Пахнет весной, и солнечный свет проникает сквозь оконные рамы, недавно освободившиеся от поролонового утепления. После долгих десяти минут рекламы всё затихает и на экране появляется такое уже забытое название: «Приходите завтра». Бабушки и дедушки водружают огромные очки, а мамы и папы ловят бегающих по квартире детей и говорят: «Вот! Хоть хорошее кино посмотрите!».
Но уже после пяти минут просмотра всем зрителям становится ясно, что с лентой произошло что-то нехорошее. И не потому, что картина вдруг оказалась цветная, просто знакомые герои ведут себя по-хамски. Музыка в рэп-обработке заставляет стариков мучиться. Фрося ругается и ведёт себя слишком мужеподобно, словно американский фермер. Приехав в Москву, она решает остановиться у своего единственного в этом городе знакомого. Дверь ей открывает утончённый скульптор в обтягивающих кожаных штанах и в крохотной майке до пупка. Он дефилирует, раскачивая бёдрами, по своей студии и жеманными жестами демонстрирует Фросе серию скульптур «Мальчики с веслом». Бурлакова лишь фыркает в ответ и просит плеснуть ей немного бренди в стакан.
Тем временем, по другую сторону экранов мамы и папы в срочном порядке отправляют детей погулять, подальше от этого разврата. Ещё не понимающие в чём дело бабушки и дедушки продолжают настороженно смотреть, как Фрося сдаёт экзамен в консерваторию.
Уже вполне адаптировавшись к московской жизни, она превращается из грубой деревенщины в «утончённую столичную даму». Под аккомпанемент фортепьяно, юная абитуриентка чувственно исполняет песенку Мэрилин Монро. Камера бесцеремонно задерживается на её стройных ножках, почти не прикрытых мини-юбкой. Эротично, пальчик за пальчиком, она освобождается от длинных чёрных перчаток. Взяв высокую ноту, вскидывает вверх обнажённую руку. Но вместо того чтобы с силой ударить об инструмент, она нежно гладит лакированный край и залезает на фортепьяно верхом, выдавая камере ракурс глубокого выреза декольте.
Вся семья, по очереди отнимая друг у друга пульт от телевизора, пытается как можно быстрее справиться с неподдающейся кнопкой «Выкл. ». И вот, наконец, голубой экран становится чёрным и после психической передышки и бабушкиного валидола, все спрашивают друг друга: «Что это было?».
В современном мире ни для кого не секрет, что телевизионные средства массовой информации есть один из самых эффективных способов донести что-либо до людей.
Соответственно, телевидение, кинематограф, радиовещание и печатная пресса являются стратегическим объектом для любого государства. Такое, казалось бы, советское явление, как пропаганда, продолжает иметь место быть, цензура остаётся в силе и сейчас, после падения статуи Дзержинского на Лубянке. Кстати, ещё можно поспорить, когда пропаганда имела свои самые радикальные формы — сегодня или тогда.
Этот сиквел «Приходите завтра», от которого вполне можно навсегда остаться заикой, снял не Евгений Ташков, режиссёр советской эпохи, а какой-нибудь Стивен Спилберг или Джеймс Кэмерон. Одним словом, это шоу сняли американцы, так же, как они руками наших соотечественников наснимали продолжений других светлых комедий: например, «Ирония судьбы, или с лёгким паром!-2» или вторая часть фильма «Карнавальная ночь».
Многие могут возразить: никакой пропаганды в американских муви нет, это свободное видение демократа-режиссёра. Именно поэтому необходимо сравнить кинематограф советской эпохи и синематограф века Макдональдса.
Советская пропаганда подталкивала людей на покорение целины, воспитывала патриотизм, скромность, уважение к старшим. В культ возводился не секс, а труд, причём труд во благо страны, в то время как меркантильную низость высмеивали и принижали. Вырабатывалось чувство долга перед семьёй, перед партией, перед всей Родиной. Герои картин того времени — это простые скромные люди с доброй и бесконечно глубокой душою. Альтруисты, всегда и всем готовые помочь. Это не супермены и не киллеры-романтики, которые учат разве что ублажать свой эгоизм и ненавидеть всё вокруг.
Красивая патриотическая музыка, которая действительно «цепляет» русского человека, в противовес саундтрэкам загробного Мэрелина Мэнсона и героинового Курта Кобэйна. Советские фильмы, где-то даже слишком навязчиво и наивно, пропагандировали мир во всём мире и братство всех его народов. Сложно представить, что в одной из сцен чернокожий студент из университета им. Патриса Лумумбы или из джаз-квартета на «Огоньке» сказал бы: «Да пошли вы! Я знаю, что в конце всегда умрёт чернокожий!».
Уместным будет спросить: если американское кино косвенно или напрямую пропагандирует насилие, разврат, наркоманию и расовую нетерпимость, то какие цели им преследуются?
Без лишнего пафоса будет сказано, что СМИ и кинематограф, в частности, являются самым мощным оружием Соединённых Штатов. Это оружие массового поражения. Многомиллионная армия, ядерные ракеты, авианосцы и системы ПРО — всё ничтожно по сравнению с масштабами действия телевизионных «бомб». Ударная волна новой голливудской боеголовки раскатами рок-музыки проносится по всем закоулкам планеты, заставая людей врасплох в собственных домах.
Последствия поражения выявляются не сразу, как при ядерном облучении радиацией. Постепенные продолжительные атаки Запада отравляют души своих жертв. Особенно губителен этот яд для несформированного молодого сознания, впитывающего самые горькие и самые протухшие соки. Итогом боевых телевизионных действий является запойная алкоголизация нашего общества, установка на быструю и яркую жизнь, неразборчивость в сексе, но разборчивость в типах венерических заболеваний. Фильмы диктуют моду, а она, в свою очередь, овладевает миром и устанавливает нормы поведения.
Быть постоянно в оппозиции и не лезть в грязные дела правительства — это норма. Променянный патриотизм на абстрактное «человек мира» — это норма. Нарушение закона по мелочи и как смысл жизни — это норма. Норма — это как ведут себя Бонни и Клайд в ленте Тарантино. Эта парочка из Америки очень хочет изменить нашу жизнь. Они мечтают пробраться в лабиринт нашего сознания, чтобы остаться там навсегда и выгнать прочь Фросю Бурлакову с её консерваторией и добрым сердцем или сделать из неё танцовщицу варьете с улицы красных фонарей.
В карусели рабочих будней, после лёгкого головокружения, легко не заметить опасности, переключая кнопки каналов. И может даже показаться, что всё это просто цифры статистики и людям показывают то, чего они на самом деле желают. Также думают и они — дяди в строгих костюмах, одержимые американской мечтой. И пока экран телевизора пестрит от новых сиквелов, мы все в зоне риска.
Из последних работ отечественного кинопроизводства стоит уделить внимание картине «Остров» Павла Лунгина. Создаётся впечатление, что эта лента затерялась во времени. Она будто долгие годы пылилась на полках киностудии не в силах соперничать с американским искусством. Кто-то достал, сдул всю пыль и показал её нам, повернув стрелки курантов вспять…
Это прямое доказательство, что для русского кинематографа ещё не всё потеряно и ещё есть шанс снимать светлые и добрые фильмы, как это было раньше.