Что такое Марди Гра и почему это - «Катрина» наоборот?

Если бы даже ураган Катрина не разметал Новый Орлеан, то город бы все равно заслужил этот ураганный карнавал за свою отчаянность и разудалость. Потому что основан он был в 1699 году недотепами-аристократами братьями Ле Муенами и их головорезами-десантниками не на выживание, а на затопление.

А теперь сбегаем немножко назад в историю, в пышный 17-ый век времен короля Луи XIV. Вспоминайте быстренько трех мушкетеров — порассуждаем о майорате и его значении в освоении Северной Америки. Вот представьте: дворянская семья, в ней шестеро сыновей. Все с титулами, но право наследования дворянского гнезда имеет только старшенький. А мелочь титулованную куда? Или в монастыри, или служить Луям. А там — негусто. А тут новые земли — Америка! И самые бесшабашные и авантюрные аристократы видят для себя в ней последний шанс выйти в мажоры. Шпагу в зубы и пошел!

Строится флот на тяп-ляп, экипируется бродягами и уголовничками и… марш-марш осваивать Америку. Высадился этот бандитско-аристократический десант в форте Роint d’Mardi Gra и, долго ли, коротко ли, основали они (в честь Луя) землю Луизиану (на бывшей территории которой сейчас находится аж 12 штатов нашего государства!), и на кончике шпаги преподнесли эту землю великой Франции, утроив тем самым ее территориальные владения. А столицей этой тучной земли положили в честь французского Орлеана город Новый Орлеан. Ура-ура!

Но прошляпили немажорные бартья Ле Муены и основали город преступно неудачно: на полтора метра ниже уровня великой и коварной реки Миссиссипи. (У нас шутка-загадка есть: кто две самые крутые леди в Америке? — Мисс Сисипи и Мисс Сури. ) Когда река Миссисипи принимает в себя воды Миссури, она становится такой широченной и огромной, что даже не смогла пробить себе нормальное русло в Мексиканский залив, а распалась на многочисленные рукава и рукавчики и образовала огромное озеро, также расположенное выше города Новый Орлеан. И когда в сезон ураганов воды Мексиканского залива запирают горло реки, воды Миссисипи устремляются на город, а озеро переполняется и добавляет кошмара.

Скажите, ну кто станет жить в таком городе? Правильно, аристократы и дегенераты. Вот они и придумали разудалый карнавал Марди Гра своему Новому Орлеану, чтобы не спятить от унынья. Хоть разок в жизни каждый американец, да побывает на карнавале. Потому что без этого нельзя ни прожить, ни умереть: это — визитная карточка той Луизианы, от которой есть пошла вся наша страна, все США.

Празднику-то, если по правде, около 5000 лет. Языческих еще корней. Его охристианили в Европе еще в 13-ом веке буллой папы Георгия XIII, того самого, чьим календарем мы до сих пор пользуемся. Положили праздник на 12-й день после Рождества, на Епифания (6 января) или, как мы говорим, на Малое Рождество, а завершать карнавал порешили на Жирный Вторник перед Пепельной Средой — началом Великого поста, но всегда за 47 дней по Пасхи. Потому и дата у Марди Гра всегда плавающая. Жирный Вторник — сродни нашей Масленице. А после Масленицы мы хоть пеплом не посыпаемся, но говеть — говеем.

Изначально веселилось, как и положено, начальство-плантаторы, а чернь и рабы облизывались и огорчались. Но с 1838 года и черни позволено было проводить свои парады. Рабы же луизианские были не африканские, а креольские. Вот они и привнесли в охристианенный праздник креольского перчику. Да такого, что церковь католическая взвыла — выхолостился религиозный характер празднеств. И в 1857 году церковь запрещает карнавалы вчистую.

Но я уже объясняла, что за народ населял Луизиану — с ними не очень-то. Этот народ не безмолвствует. И тогда решили карнавалы вернуть, но облагородить по мере сил. И вот тут выплывает русский след. Следим внимательно.

Итак, каждый карнавал выбирает себе короля карнавала и королеву. Король открывает карнавал, он его и завершает. Быть королем карнавала — большая честь. Ими становились великие граждане страны. И вот, чтобы добавить пышности, помпезности и благочинности этому хмельному празднику, честь стать королем карнавала в 1872 году была оказана русскому императорскому дому в лице великого князя Алексея Александровича, брата наследника престола. А цветами карнавалов впредь учредили три цвета русского императорского дома: золотой, пурпурный и зеленый. Золотой символизировал власть, пурпурный — правосудие, а зеленый — надежду. С тех пор так и ведется.

Идем дальше по русскому следу. У великого князя, как и у многих Романовых, была морганатическая связь. Увлекся Александрович американской водевильной певичкой Лидией Томпсон и потащился за ней в Америку. Находясь в США у ног певички, он и получил почетное предложение стать королем карнавала в Новом Орлеане. И если царствующая семья с трудом выносила позор с певичкой в благородном семействе, то уж идея возглавить шутовской карнавал членом императорской фамилии… На брата наследника престола так грозно рыкнули из Северной Пальмиры, что от чести стать королем он отказался (хотя был почетным зрителем карнавала), а вот русские цвета новоорлеанского праздника так и остались до сих пор. Два университета штата Луизиана носят эти цвета в своем гербе в честь русского следа, а песня, исполнявшаяся любовницей великого князя (If I Ever Cease to Love You) для своего порфироносного любовника, навсегда осталась гимном карнавала Марди Гра.

Итак, карнавал. На протяжении полутора месяцев ежевечерне, начиная с улицы Сент Чарльз и затем через главную улицу города Канал, разделяющую центр на английские и французские кварталы, движутся сотни колесниц-платформ. Каждая — произведение прикладного декоративного искусства. Каждая — неподражаема. Каждая — посвящена своей теме. Костюмы, маски, убранства патронов карнавала уникальны. Они готовятся задолго до наступления карнавала и стоят огромных денег. Опережая ваш вопрос «на чьи денежки гуляем», отвечаю: на частные деньги самих участников парада. Это они организуют свой комитет, арендуют катафалки, лошадей, костюмированные группы поддержки, полицию, они же на свои кровные покупают подарки, которые летят в толпы восторженных зрителей: бусы цвета карнавала, украшения, свистульки, мягкие игрушки, банки с пивом, пепси, маски, шляпки, безделушки.

А задача зрителя — привлечь внимание рассыпающих эту халяву и выпросить что-нибудь себе. Потом задача посложнее — подпрыгнуть так, чтобы подарок достался слету именно тебе и при этом не попасть под колеса катафалка или копыта лошадей. Поэтому следует кричать и прыгать шустрее других. По старой традиции положено отблагодарить дарящего чисто новоорлеанским способом: заголить грудь или какую другую привлекательную часть тела.

А вот теперь вернемся к моей статье об эбониксе. Вот еще один пример того, что же кричат зрители на эбониксе: они выкрикивают традиционное — «who dat». В переводе с английского на эбоникс это означает «ефто хто?». Так примерно перевести можно. Вот это «who dat» и является главной кричалкой карнавала. А народ, испорченный высокой латынью, наверное подумал: «кто даст?»? Нет, это именно то вошедшее в не понимаемый иностранцами американский юмор карнавальное «ефто хто?». (Who dat say who dat say who dat? Русскому не понять, где тут смеяться, как не понять американцу, что большие раки вчера по пять, а сегодня маленькие, но по три. )

Ну, и в завершение похвастаюсь своими трофеями. «ШколуЖизни. ру» на карнавале я не подвела, — шалишь, ребята. Орала, скакала и все прочее — как положено.

Оставила свой русский след в этом мероприятии — обобрала все, что могла и вернулась домой с богатым уловом бус, игрушек и прочих сувениров. А если мне еще и удалось об этом интересно рассказать, то буду рада оставить свой новоорлеанский след в закладках своих читателей. Who dat say who dat say who dat?!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: