Как гудел русский народ? Гусли

Хорошо погудели — говорим мы после классной вечеринки. Гудебными сосудами называли на Руси музыкальные инструменты. А гудок был одним из них. Музыкант назывался «гудец». Так посмотрим, на чем же гудели наши предки. Как «поделить» народные инструменты?

Обычная техническая классификация музыкальных инструментов не очень интересна. Она говорит о конструкции, а не о роли инструмента. Попробуем «поделить» по-другому.

Во-первых, «самые народные» инструменты. Это те, что народ, не профессионалы-столяры, а простые люди, сами изготавливают и играют на них. К ним можно отнести разные примитивные инструменты. Такие, как калюки, кувиклы, жалейки, ложки и другие. В большинстве своем это либо что-то совсем простое, либо хозяйственные предметы, такие, как ложки или железная коса (для отбивания ритма), использованные музыкально.

Во-вторых, профессионально изготовленные, но упрощенно-музыкальные инструменты. Такие, как гармонь, семиструнка или гусли.

И, наконец, в-третьих, самые что ни на есть академические инструменты, на которых исполняется народная музыка. Так, в руках народного музыканта и скрипка становится народной, и даже пианино «в руках» джазового афро-американца.

Далее рассмотрим более конкретно некоторые инструменты и отнесем их к нашей классификации. Крыловидные гусли

Вот уж самый русский из всех народных. Однако бытовал он, как и многие другие инструменты, в основном на территории бывшей Новгородской республики. То ли исторические условия в Московской Руси были иные, то ли политические. Но так вышло.

Когда смотришь на старые новгородские гусли, возникает двойственное ощущение. Сам инструмент по исполнению довольно профессионален. Это тщательно изготовленная коробка с украшениями, современным устройством для настройки. Однако на ней всего четыре-пять струн.

Примитивных предков гуслей в России найдено не было. А вот аналоги обнаружили и в Польше, и в Ютландии (Германия). Способ игры на них в точности совпадает с современной техникой игры на африканском кираре (ох уж эти античные «китаристы», везде наследили). И архаичные греки играли на своей примитивной лире точно так же. У всех этих инструментов струны расположены веером.

Однако в техническом смысле похожи наши гусли все-таки не на лиру, а, как ни странно, на кифару. Но играли на кифаре совсем по-другому, обеими руками щипали параллельные струны, как на арфе. Гусли тоже держали вертикально, но левая рука глушила ненужные струны через специальное игровое окно, а правая бряцала по всем остальным в узком месте. Сегодня гусли держат на коленях, животе или на столе, горизонтально, но бренчат точно так же.

Кифара у греков была с семью-восемью струнами и числилась профессиональным инструментом. Вся теория музыки (даже современная) замешана на постановке рук древних кифаредов.

Так что двойственность заключается в следующем. Новгородские гусли были профессионально изготовленным инструментом. А вот музыкальность их была весьма «народна». Отнесем их ко второй части нашей классификации. Истоки

Откуда гусли появились на Руси, сказать трудно. Еще в китайской гробнице пятого века до н. э. нашли пятиструнные «гусли», называвшиеся «жу». Были они без игрового окна и держали их горизонтально перед собой (как и гусли сегодня), а не вертикально. И корпус у них был, как полтрубы, а не плоский. Но… исчезли эти «гусли-жу» с китайской «арены» как раз после того, как народился Господин Великий Новгород. У китайцев тогда был период Сонг. Мысли в голову тут приходят самые разные и весьма забавные.

Но, скорее всего, не китайцы принесли гусли в Европу. Этот инструмент родился где-то в дебрях когда-то единой общности славян-германцев. А ориентировались мастера, скорее всего, на кифару (греки-то ведь жили рядом, это от Москвы до них далековато), а не на «рогатую» лиру из тыквы, затянутую коровьим пузырем. Ну, а родные материалы и отсутствие профессиональных музыкантов определили внешний вид и «народный» архаичный строй и манеру игры, известные многим народам от Африки до Китая.

Так что можно сказать, что гусли, бытовавшие на нашей территории 1000 лет назад — инструмент славяно-германский. Похожее название бытует и у поляков. А вот у южных славян гуслями зовут смычковый инструмент. Но об этом дальше, под скрипичным ключом.

В более позднее время появляются шлемовидные гусли (псалтирь) с десятью и более параллельными струнами. На Западе им аналогичен псалтерион. Остатков таких гуслей у нас практически не сохранилось. Известны в основном изображения. Но народы Поволжья играют до сих пор на подобных инструментах. По виду и конструкции — это, скорее всего, профессиональные гусли, связанные с пением псалмов. Также это объясняет их редкость в находках. Германские и американские «гусли»

У германцев инструмент тоже процветает, даже сегодня. Называют они свои гусли цитрой. Опять же искаженная «кифара». А вот у белых американцев самым народным инструментом является автоарфа (autoharp). В ней пальцы левой руки не глушат струны, а жмут специальные планки с фетром, которые позволяют звучать нужным аккордам. Академия

В России в начале 20 века тоже был придуман «самогудный» инструмент. Это большие оркестровые клавишные гусли. Они используются в академических оркестрах народных инструментов и созданы для их нужд. У них есть фортепианная клавиатура, которая позволяет брать практически любые аккорды, в отличие от автоарфы и современных гуслей. Таким образом, можно отнести автоарфу, как и простые гусли, ко второму типу «народности», а клавишные гусли — уже к третьему, академическому. Заключение

Крыловидные гусли в Новгороде были весьма популярны. В раскопках найдены десятки фрагментов. А сколько не сохранилось?! Зато традиция игры сохранилась до наших дней.

И, как ни странно, количество звуков в большинстве народных (конечно, не городских) песен укладывается в пятиструнные гусли. Что было раньше, курица (гусли) или яйцо (напевы), сказать, как всегда, трудно.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: