Вязь времен
Мой дом - моя крепость
Сегодня в моде частное строительство. Каждый домовладелец мечтает сделать что-то оригинальное: установить затейливые решетки на окнах или оградить свое жилище забором с необычным орнаментом.
Изысканная ограда может стать предметом гордости хозяина дома, особенно, если она выполнена из кованого металла.
Имея хороший особняк, не стоит экономить не решетках. Ремесленные поделки посредственного дизайна и низкого уровня исполнения будут портить настроение не только вам, но и прохожим. Обратитесь к настоящим профессионалам - и вы сможете получить целый комплекс украшений для вашего дома: начиная от ворот и калитки, сочетающихся с узорными секциями ограды, до созвучных им оконных, балконных решеток, коньков на крыше. Все это придаст вашему жилищу неповторимый индивидуальный стиль, элегантный облик и поможет идеально вписаться в городскую среду.
Если же вы решили ограничиться лишь оконными решетками помните - перед вами задача не менее серьезная. Как-никак престижный фасад - это лицо любой фирмы, офиса. Гораздо приятнее смотрится окно с благородной кованой решеткой: сразу возникает желание остановиться, задержать на ней свой взгляд, а это уже первый шаг на пути к тому, чтобы потенциальный клиент зашел именно к вам.
Вернемся к ограде, которая должна быть красивой и в то же время мощной и крепкой. Это первый рубеж на пути к вашей крепости. И естественное желание каждого домовладельца - требовать от решетки не только эстетических, но и защитных качеств. При выборе декора следует избегать деталей, которые помогут перелезть через ограду. Разумно на верхней кромке разместить острые элементы с частотой, не позволяющей поставить между ними ногу.
Традиционный вариант такого ограждения нередко встречается в исторических центрах городов; решетка состоит из вертикальных прутьев, стилизованных под копья.
При оформлении ограды не стоит забывать о российской действительности: ведь декоративные элементы из цветного металла могут стать добычей наших не в меру предприимчивых сограждан. Имеет смысл позаботиться и о том, чтобы нижняя кромка решетки была заглублена в землю, - таким образом вы предотвратите подкоп.
Невские шедевры
«Я к розам хочу в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград. . . », - писала Анна Ахматова. По богатству художественного металла Северная столица не имеет себе равных. И, говоря о решетках, нельзя не упомянуть хотя бы несколько петербургских шедевров.
Ограда Летнего сада. . . 36 розово-пепельных колонн, увенчанных вазами и урнами, чередуются с железными звеньями черно-золотой решетки, сооруженной в 1770-1784 годах по проекту Ю. М. Фельтена и П. Е. Егорова. Звенья решетки, поражающие легкостью, строгостью и гармоничностью, выкованы тульскими кузнецами, а гранитные колонны - творение каменотесов из села Путилова, расположенного близ Петербурга.
А вот ограда Храма Воскресения Христова. Причудливый и очень красивый рисунок из кованых звеньев с крупным растительным орнаментом характерен для раннего модерна. Звенья расположены между монументальными цилиндрическими столбами с красивым декором. Всем знаком сквер на площади Островского. Его окружает ограда с простым рисунком, звенья которой крепятся к цилиндрическим стойкам. По верху решетки - наконечники пик. Ограда была установлена в 1873 году одновременно с памятником Екатерине II, возвышающимся в центре сквера.
Двадцать девять одинаковых львов, держащих в зубах тяжелые чугунные цепи, выстроились вдоль Свердловской набережной. Они сидят на пьедесталах квадратного сечения, попирающих фундамент из пудостского камня. В Петербурге много каменных и чугунных львов, но в таком количестве они представлены только в этой ограде. За львами, отделяя их от дома, стоит простая решетка из вертикальных прутьев.
В 1850 году по проекту инженера С. В. Кербедза был построен первый постоянный мост через Неву. Первоначально его называли Благовещенским, а с 1855 года - Николаевским. Сегодня он носит имя Лейтенанта Шмидта. На мосту была установлена интересная по рисунку решетка, спроектированная архитектором А. П. Брюлловым. В композицию введена аллегория морской стихии: ряд ажурных чугунных секций между прозрачными стойками, узор в виде трезубца Нептуна с пальметтой, с двух сторон фантастические морские коньки с хвостами, вплетенными в растительный орнамент. Внутреннее пространство стоек заполнено фигурами сосудов, различных по высоте и форме.
Очень красивы решетки Литейного моста. Чугунные литые секции между такими же стойками выполнены по рисункам архитектора К. К. Рахау. В рисунке решетки видна тенденция, общая для архитектуры второй половины XIX века: смешение стилей. Так, если меандр, окаймляющий каждое звено, - излюбленный мотив античности, то пышные листья, заполняющие решетку, напоминают декор барокко. В центре секции две русалки держат в руках щит с гербом Петербурга. Хвосты их вплетены в фигурный растительный орнамент. Просветы в чугунных столбиках заполнены фантастическими морскими животными, спускающимися в водную пучину.
Непревзойденное художественное чугунное литье, напоминающее кружево тончайшей работы, - отличает решетку Певческого моста. Рисунок выполнен в виде веера, главным элементом которого являются повторяющиеся пальметты.
Оригинальный эффект можно наблюдать, проезжая по Тучкову мосту. Решетка ограды моста на первый взгляд очень простая. Однако стержни из полос квадратного сечения, переплетаясь определенным образом, создают необычную объемную картину. Едешь по мосту - и создается впечатление, что ограда колышется.
Петербургу скоро исполнится 300 лет. За это время городской металлодекор претерпел изменения - и сегодня многое нуждается в реставрации. К счастью, в Петербурге есть искусные мастера, которые способны дать историческому металлу второе рождение.
Строгая романская и нарядная барокко
Самые древние металлические решетки встречаются в культовых сооружениях Англии, Франции и Италии - по сравнению с церковной светская архитектура стояла на значительно более низкой ступени развития.
Романские решетки ХI-ХII веков собирали из вертикальных прутьев; промежутки между ними заполнялись симметрично расположенными плоскими спиралями, четырехлепестковыми листьями клевера и другими узорами, не выходящими за пределы рамы решетки. Рамы изготовляли из плоских четырехгранных прутьев, соединенных с помощью связей и стальных прутьев.
В готическую эпоху помимо монументальных церковных оград из железных прутьев ковали и тонкие изящные решетки для дарохранительниц. Растительный орнамент часто золотили для усиления декоративного эффекта.
Настоящий расцвет кованых решеток в гражданском строительстве относится к эпохе Ренессанса. В Италии широко разворачивается строительство особняков для знати - такой размах приводит к экономическому и политическому кризису, охватившему эту страну в XVI веке. Темпы городской жизни ослабевают, и представители высшего дворянства уединяются в загородных резиденциях. Появляются необыкновенной красоты ограды, решетки для балконов и перегородок внутри дома, многообразные декоративные элементы для украшения частных садов и парков.
Исходным материалом для изготовления решеток обычно служили четырехгранные, круглые и тонкие плоские прутья, а также железные полосы. В эпоху раннего Ренессанса украшениями служили спираль, волюта, плетенка и саблеобразные листья. Прутья, как правило, увенчивали по-разному моделированным листом. Решетку обрабатывали равномерно - не существовало таких понятий, как парадная и тыльная сторона.
Постепенно декор становился все более сложным: решетку украшали цветы и листья, бюсты и фигуры, которые штамповали либо отливали. Наряду со старыми способами соединения элементов решетки (с помощью связей и сквозных прутьев) со временем стали использовать сварку. Решетки окрашивали в яркие цвета, эта традиция сохранялась и в последующих стилевых эпохах вплоть до классицизма.
Решетки становились все более популярны: они давали возможность достичь невиданного доселе эффекта - каждый мог полюбоваться со стороны улицы богатым особняком, а хозяин при этом чувствовал себя защищенным. Кроме того, лучшие образцы сами по себе были настоящими произведениями искусства.
Динамизм, свойственный эпохе барокко, упразднил статические вертикали рамы решетки, и на первый план выступили сложные подвижные орнаменты. Побеги аканта, пальметты, картуши, волюты, цветы и листва чередуются друг с другом, представляя великолепные запутанные заросли. Нельзя не упомянуть об исключительном эффекте перспективных решеток. Благодаря особому расположению решетчатых ворот, приближающемуся зрителю кажется, что перед ним открывается проход в глубину, замыкаемую порталом.
В эпоху рококо решетчатый орнамент становится филиграннее, исчезают последние признаки члененности и симметрии. Безостановочное движение побегов, гирлянды листьев, цветов и другие мотивы разрушают единую плоскость решетки и выходят за ее пределы.
К концу XVII века горизонтальные и вертикальные линии возвращаются на свои места, архитектоника решеток вновь становится строгой и ясной.
В России начиная с XVII века в крупных городах разворачивается строительство дворцово-парковых ансамблей, и многие кузнечные мастерские переходят на изготовление больших и малых оград. Старые русские мастера не только отлично знали технологию, но и обладали большим художественным вкусом. Созданные ими ограды и решетки не терялись на любом фоне, были выразительны в архитектурном окружении и производили впечатление как вблизи, так и на расстоянии.
Интересно, что уже с XVII века кованые железные изделия все чаще вытесняются литыми чугунными. Но и в чугунном кружеве узоров есть своя необъяснимая прелесть. В руке талантливого профессионала - будь то кузнец или литейщик - любой металл становится «ручным» и позволяет «лепить» изделие тончайшей вязи.
Кира Смоленцева
Источник: журнал «Мир Металла»