Как нам реорганизовать фастфуд?
Учёные определили относительно безвредную для здоровья человека порцию фастфуда, а именно жареного картофеля, пиццы и гамбургера. Оказалось, что это гораздо меньше, чем мы на самом деле себе представляли: всего 1 пицца, 1 порция (250 г) картофеля и половина гамбургера в неделю. А больше ни-ни.
Вы помните, как совсем недавно — каких-то лет двадцать тому назад — мы часами выстаивали в очереди, чтобы, наконец, вонзить зубы в сочный бигмак, похрустеть аппетитной картошечкой фри и потом залить всю эту вкуснятину колой или фантой.
Рестораны быстрого питания приобрели бешеную популярность. Не мудрено! Для вечно спешащего москвича сытный перекус на ходу — очень удобно. А для гостей с периферии посещение экзотической закусочной МакДоналдса шло неотъемлемым пунктом обязательной программы наравне с Большим театром и Третьяковкой.
Фастфуд распространялся быстро и агрессивно. Если в 1950-х годах в США насчитывалось всего 14 заведений МакДональдса, то сейчас их более 30 000 в 120 странах мира. Компания довольна развитием своего бизнеса в России: постоянно открываются новые рестораны, посетителей втрое больше, чем в Европе, в крупных городах почти 70% населения регулярно питаются их продукцией.
Что для истории двадцать лет? Мгновение. Но за это время происходит поворот на 180 градусов: эйфория отменяется, и фастфуд объявляется врагом номер 1. Хотдоги и шаурма, колбаса и сосиски, разводимые водой каши, лапша, пюре, попкорн — всё это вредно. Появляются сообщения о новых исследованиях учёных и всё более грозные предупреждения: регулярное питание фастфудом — прямая дорога к гастриту, диабету, атеросклерозу, инфаркту.
Как всегда, действие рождает противодействие. Ответом фастфуду стало движение Slow Food, зародившееся в Италии в 1986 году. У его истоков стояли журналисты, которых возмутило намерение МакДоналдса открыть очередную точку питания в старинном миланском особняке. Сочинённый ими манифест стал идейной основой альтернативного направления «Неспешная еда». «Мы пали жертвами вируса под названием быстрый темп жизни, ломающего наши вековые обычаи, вынуждающего нас питаться едой быстрого приготовления. Человек разумный должен быть мудрым и освобождаться от скорости, которая ведёт человеческий вид к вымиранию», — говорится, в частности, в манифесте.
Слоуфуд призывает бойкотировать фастфуд, питаться домашней здоровой едой, сохранять традиции национальной кухни, поддерживать местных производителей, покупая у них экологически чистую продукцию, свойственную данному региону. Популярность движения растёт быстро, уже сейчас оно объединяет 120 тысяч членов в 132 странах мира.
А в Англии и США более распространено близкое по духу слоуфуду движение Organicfood (Органическое питание). Даже принц Чарльз Уэльский, увлёкшись идеей органического питания, тридцать лет назад купил поместье в графстве Глостершир и занялся органическим садоводством, объявив, что пришло время поднимать хиреющее традиционное сельское хозяйство.
В настоящее время органические продукты составляют всего несколько процентов в мировом сельскохозяйственном обороте. Однако по прогнозам уже в ближайшие годы и спрос, и производство вырастут в разы. Говорят, что органическая еда — роскошь, которую могут позволить себе лишь немногие. Но есть многие семьи, которые решили идти на такие расходы, чтобы обеспечить детей качественной едой, столь необходимой для растущего организма. Есть также десятки молодых семей, которые объединяются и закупают органическую продукцию в больших количествах напрямую у фермеров, а это существенно снижает цены.
Не успели мы свыкнуться с мыслью, что фастфуд — это нездорово, новая напасть! Во многих странах массовым явлением стали подделки пищевой продукции.
Только за последний год пищевое мошенничество выросло на 60%! Чаще всего фальсифицируют чай, мёд, кофе, специи, молоко, растительное масло, рыбу, соки. Натуральные продукты заменяют на дешёвые искусственные, которые, тем не менее, выглядят и пахнут даже более аппетитно, чем продукты натуральные. Обычный покупатель никогда не отличит настоящую колбасу от той, где вообще нет мяса.
И что же делать нам, среднестатистическим потребителям? «Внимательно читайте этикетки», — советуют журналисты. Но для этого требуется орлиное зрение, образование пищевика-технолога и масса свободного времени.
«Покупайте продукты не у сомнительных продавцов, а в проверенных магазинах». Так ведь пока выяснишь, что продавец сомнительный, сколько раз отравиться можно. «Старайтесь покупать продукцию местных производителей — есть надежда, что в ней меньше консервантов». Ох-хо-хо, «надежды юношей питают»…
Диетологи советуют употреблять продукты, историю которых можно проследить. Что это значит? Например, вы знаете, откуда к вам на стол попадает сливочное масло (корова — молоко — завод), а маргарин? Или мы знаем, откуда приплывает рыба, а шпротный паштет или крабовые палочки? Также следует покупать те продукты, которые претерпели наименьшую степень обработки, то есть вместо сосисок — курицу или мясо, вместо готовых салатов — свежие продукты. Конечно, придётся тратить время на готовку, но зато при минимуме риска мы достигнем максимум пользы.
И всё-таки фастфуд начал постепенно сдавать позиции. Чуть ли не каждый день появляются новые кулинарные сайты, телепередачи о еде теперь не менее популярны, чем футбольные матчи, книги о здоровом питании составляют почти половину книжного рынка.
Тысячи людей практически перешли на самообеспечение: пекут дома вкуснейший хлеб, делают творог и кефир, варят варенья и компоты, сушат, солят, коптят, маринуют. А сколько раз вы сами собирались выбросить скопившиеся на балконе банки и всё-таки в последний момент останавливались. Вдруг пригодятся?
Обязательно пригодятся! Не сбудется сокровенная вековая женская мечта переложить на плечи общепита кормление родных и близких.