Зачем нам WiMax?
Коммерческий успех продукта заключается в умении найти максимально возможное количество долгосрочных (лояльных) клиентов. Новая технология WiMax, которой компьютерные издания «одержимы» уже несколько месяцев, делает в России первые шаги. Кто станет потребителем этого сервиса? Появится ли достаточно большая база постоянных клиентов у провайдеров услуги?
В успех этой затеи на рынке, особенно в ближайшие два-три года, верится с трудом. Поскольку представить массового долгосрочного потребителя не получается. Да, компании сообщают о юзерах с уровнем закачки чуть ли не в 100 гигабайт, но это тестеры. Собственно, в их задачу и входило выкачать побольше. Будет и наплыв решивших попробовать. Подключат на месяц, поиграют и вернутся к связке ADSL EDGE. Ведь дело не в наличии кнопки «выполнить подключение», а в необходимости этого подключения.
Не секрет, что успех развития сотовой связи в нашей стране произошел случайно. Наши операторы вошли в рынок при очень благоприятных условиях, когда доходы от новых пользователей росли как на дрожжах. При этом никаких усилий по продвижению продукта не требовалось. Люди сами чувствовали потребность в мобильной голосовой связи. В случае с сетями WiMax или 3G все немного по другому. Для этих сетей нужен качественный разнообразный контент. Нужны гибкие тарифы для любой группы потенциальных клиентов. Нужны скидки и льготы. И самое главное — нужны условия работы с новой технологией.
Интернет из воздуха — это, безусловно, мечта. Только воплощенные мечты редко радуют мечтающих. Вспомните, что ждали от публичного Wi-Fi и что в результате получили. Или сколько шума поднялось вокруг операционной системы Android от Google: «Ура! Революция свершилась!». Ну и где революция?
В самом деле, кому понадобится WiMax при наличии интернета как дома, так и на работе? Социальные сети работодатель обычно блокирует, но новостные каналы с игровыми порталами вроде пока работают (как ни странно!). Опять же личный ноутбук выглядит на рабочем месте подозрительно. Редкая служба безопасности оставит это без внимания, особенно в условиях массовых увольнений и ужесточения контроля за данными.
Допустим, некий автовладелец решит подключить мобильное телевидение для того, чтобы скоротать время в пути (или в пробках). В результате получаем водителя, который управляет машиной, разговаривает по телефону, да еще глазеет на экран с последней серией «Доктора Хауса». Что там со статистикой ДТП? Просто же бросить ноутбук на сиденье и скачивать фильм для вечернего просмотра представляется бесмысленной тратой заряда батареи. И почему нельзя доверить закачку домашнему компьютеру?
Хорошо, пусть клиент пользуется общественным транспортом. Удобство просмотра фильма или передачи в переполненном автобусе сомнительно. Из личного опыта просмотра фильмов в метро замечу: даже очень хорошие наушники не обеспечивают победу над внешней средой и не позволяют четко и ясно слышать реплики актеров. Поэтому в таких условиях очень востребованы субтитры. Знают ли об этом провайдеры?
Может быть, студенты? Тут нужно ввести разделение. Большинство современных студентов в основном работают. А на работе начальство вряд ли одобрит просмотр «Дома 2» или игру в виртуальном казино. Неработающий студент тоже не подойдет — откуда у него деньги?
В результате остаются компьютерные гики и руководители, доросшие до найма личного водителя. Однако эти две категории в России не массовые (к сожалению) и вряд ли способны окупить затраты, которые уже перевалили за полмиллиона долларов США.
Впрочем, есть одна категория, которой беспроводной интернет очень бы помог — это люди, снимающие квартиры без телефонной или выделенной линии. Только сейчас квартиросъемщики находятся не в лучшем положении. Квартплата может и снижается, но зарплата в этом ее обгоняет!
При всем при этом катастрофически важна плотность покрытия. Дырки в «полотне» обратят все преимущества технологии в пыль. Что мне толку от высоких скоростей на той стороне улицы, если на моей стороне сигнал ловится только в пятницу утром при ясной погоде и умеренной солнечной радиации? Второй важный параметр — качество сигнала внутри помещений. Конечно, незримое присутствие интернета в скверике рядом с бизнес-центром — это здорово. Но хорошая погода у нас скорее случайность, нежели закономерность. И если внутри здания сигнал затухает, то кто согласится платить абонентскую плату ради редкой возможности посидеть на лавочке в обеденный перерыв, чтобы поглазеть новую серию любимого сериала?
Преимущества WiMax можно ощутить там, где нет быстрого проводного интернета (а это практически вся наша страна, за исключением крупных городов). Однако в Подмосковье, например, провайдеры уже отказались от развития сети — нерентабельно.
На пятки беспроводным провайдерам наступают операторы сотовой связи: новый стандарт 3G худо-бедно распространяется в России. Вот вроде и с московскими спецслужбами договорились (в следующем году 3G в Москве быть, но только в метро). Учитывая огромное количество сотовых телефонов с поддержкой стандарта, можно исключить из числа пользователей WiMax тех, кому нужна быстрая связь для проверки почты, скачивания музыки или видеозвонков.
Вот и получается, что скрипач, то есть WiMax, не нужен.
Впервые опубликовано в Компьютерра-онлайн