Обучение рисунку и живописи. Особенности национальной школы. Глава 4. Композиция, как основа произведения изобразительного искусства.

Говоря о произведениях искусства, мы, конечно, подразумеваем творения великих мастеров, можно даже сказать мировые шедевры живописи и графики. Казалось бы, какое отношение к этому имеют студенты, а тем более новички, впервые в жизни взявшие в руки карандаш или кисть? Самое прямое. И, хотя, начинающим художникам пока еще очень далеко до величия гениев, но стремиться к этому надо. Даже если вы сделаете всего несколько шагов в направлении творческого роста, считайте, что время потрачено не зря. А таких шагов, не сомневаюсь, будет сделано гораздо больше. Есть такая мудрая пословица "Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом"... Невозможно себе представить, чтобы "генералы" от искусства не владели бы мастерством композиции. Вот почему новичку уже в начальный период обучения так важно раз и навсегда усвоить это великое и могучее слово.

В переводе с латинского compositio - составление, соединение, а также сочинение. Художники иногда говорят компоновка, что скорее относится к техническому процессу создания собственно композиции. И хотя эти понятия несколько отличаются друг от друга, четкого водораздела между ними нет. Существует довольно много определений слова "композиция", в том числе и в широком, философском аспекте. В учебном смысле процесс создания композиции это ни что иное, как необходимость разместить изображение таким образом, чтобы весь лист или холст "работал" на лучшую, наиболее выразительную передачу натуры, а значит совершенным образом выражал бы творческую мысль автора. Пространство картины или рисунка, ограниченное краями или рамкой, это своего рода поле деятельности художника, и "распорядиться" им надо удачно и целесообразно поставленной задаче, чтобы работа выглядела органично, красиво и убедительно. В хорошо скомпонованной картине все элементы и детали подогнаны и увязаны между собой так ладно и ловко, что, как говорится, "ни убавить, ни прибавить.." Решить композицию - это значит не только найти правильное соотношение величины изображения переднего и общего плана ("фона"), но и добиться гармоничного взаимодействия всех компонентов картины, как главных, так и второстепенных ее объектов.

Представьте, что перед вами картина, ну скажем, "Оборона Севастополя" А. Дейнеки. Полотно немалых размеров, колоритное, образное, завораживающее. Расположение рамы горизонтальное, вытянутое настолько, что ширина более чем вдвое превышает высоту. Отсюда понятно, почему противоборствующие силы, изображенные на полотне, расположены по горизонтали. С левой стороны это "светлые" фигуры моряков, с правой "темные" фигуры фашистов. Остроту конфликта подчеркивают штыки, также направленные горизонтально. Композиционное построение во многом определяется еще и присутствием как динамичных, так и статичных элементов. Идущие в атаку войны, или пикирующий самолет изображены в движении, а фигура павшего солдата или, например, руины домов - в состоянии покоя. Взаиморасположение фигур, элементов и частей картины, как и положено в композиции, тщательно продуманы художником. Батальный сюжет - это в первую очередь борьба, схватка, однако в картине существует некое единство деталей и фрагментов. Вместе с тем внимание зрителя сосредотачивается на главном герое - фигуре матроса со связкой гранат, который безусловно является композиционным центром картины. Художник применил в своей работе контрастную спектральную палитру. Яркую образность холста во многом определяют темно-красное зарево в верхней части картины, желто-розовые камни и синий кобальт морских волн. Драматичность момента подчеркивает сине-зеленые, почти черные мундиры, светло-кремовая матроская форма и темно-синий гюйс, реющий на фоне клубов дыма.



Теперь несколько слов о стадиях формирования композиции в изобразительном творчестве. Прежде чем приступить к работе, попытайтесь мысленно представить, вообразить черты или контуры будущего изображения. Этот своего рода замысел, план предполагаемых действий поможет осуществить задуманное. Для начала определитесь, какое расположение листа наиболее целесообразно, горизонтальное или вертикальное. Если работаете "с натуры", можно "наводить" на объект рамку-видоискатель, вырезанную из картона или большие и указательные пальцы, сложенные "прямоугольником". Весьма полезно перед началом основной работы выполнить один или несколько небольших эскизов, как черно-белых, так и в цвете. Помните, что в рисунке композиция главным образом состоит из штрихов и линий, а в живописи все определяется колоритом, взаимоотношением различных цветовых пятен. Чтобы развить в себе "живописные" навыки, неплохо иногда начинать работу непосредственно с подмалевка, минуя так называемую "карандашную" стадию. Хорошим упражнением может стать заполнение, а точнее сказать организация пространства листа некими абстрактными элементами - штрихами, линиями или живописными пятнами. Не бойтесь эксперементировать!



И, наконец, последнее. Как видите роль композиции в искусстве огромна. Значение компоновки в учебном процессе недооценивать тоже не приходится. Не забывайте об этом, что бы вы ни создавали - монументальное полотно, или всего-навсего меленький карандашный набросок. Удачи вам и успехов в творчестве!

Источник: Творческая мастерская "Поляковстудио". Обучение рисунку и живописи.

www.polyakovstudio.ru



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: