Разработка развивающих заданий для студентов при изучении дисциплины «Размещение производительных сил»

При изучении любой дисциплины весьма актуальными являются проблемы разработки развивающих заданий для студентов. Этот вид заданий должен пробудить у студентов интерес к изучаемому предмету, способствовать развитию логического мышления и сформировать систему знаний, позволяющих применять изученный материал как при изучении других дисциплин, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Особый интерес вызывает методика преподавания дисциплины «Размещение производительных сил». Согласно большинства учебных планов данный предмет изучается на 1-м курсе специальностей экономического направления. Практически все методические разработки и учебные пособия рекомендуют организовать практическую работу в виде семинарских занятий. К тому же на данном этапе обучения не находят применения многие алгоритмы решения задач, поскольку данная дисциплина является практически первой в экономическом цикле, а методы и модели, которые бы следовало применять при формировании оптимальной системы размещения производительных сил, изучаются намного позднее.
Однако, если практические занятия проводить только в виде семинаров, главной задачей студентов является не осмысление способов оптимального размещения предприятий, а часто простая констатация предлагаемых учебниками теоретических положений.
В целях углубления изучения данной дисциплины и, учитывая, что большинство методик на данном этапе обучения недоступны студентам, поскольку являются предметом изучения других дисциплин, нами разработан комплекс практических занятий, проработка которых способна сформировать у студентов знаний и навыки практического применения получаемых теоретических знаний.
Данная статья не позволяет полностью изложить накопленный опыт преподавания дисциплины. Рассмотрим лишь тему, которая, в отличие от теоретического курса, охватывающего глобальные аспекты территориального размещения производительных сил, обращает внимание студентов на то, что существуют и локальные задачи, касающиеся оптимального размещения конкретного сооружения, объекта, предприятия. При изложении данной темы весьма полезно обратиться к геометрии как к одной из теоретических посылок науки о размещении производительных сил. Ниже представлен комплекс задач, которые могут быть использованы при проведении практических занятий. Цель данных задач – показать студентам, что изучаемая наука не является абстрактной, ее положения могут быть использованы на любом уровне: как локальном, так и глобальном. А детальное осмысление предлагаемых ситуаций позволит концентрировать внимание студентов на данной проблеме, развивать их пространственное мышление.
Данные задачи являются очень важными с практической точки зрения, поскольку в них требуется провести кратчайшую дорогу, удовлетворяющую заданным условиям, или выбрать кратчайший маршрут, использующий уже имеющиеся дороги, или, наконец, выбрать место для строительства какого-либо объекта так, чтобы впоследствии транспортные расходы оказались минимальными. Подобные задачи возникают в экономике на каждом шагу, и от правильности их решения зависит очень многое.
Задача 1. Невдалеке от двух населенных пунктов проходит шоссе. В каком месте этого шоссе нужно построить автозаправочную станцию, чтобы расстояния от нее до обоих пунктов были одинаковыми?
Задача 2. Жильцы трех домов решили совместными усилиями построить колодец. Какое место для колодца следует выбрать, чтобы все три расстояния от него до домов были одинаковыми?
Задача 3. Четыре населенных пункта расположены в вершинах выпуклого четырехугольника. В каком месте следует построить завод, чтобы сумма расстояний от него до всех четырех данных пунктов была наименьшей?
Задача 4. Магистраль пересекает канал под углом, внутри которого расположен населенный пункт. В каком направлении следует провести через этот пункт прямую дорогу, чтобы расстояния по ней до магистрали и до канала оказались одинаковыми?
Задача 5. Два населенных пункта расположены по разные стороны от широкого канала. Требуется построить мост через канал (перпендикулярно берегам) и проложить к нему дороги от обоих пунктов. В каком месте следует построить мост, чтобы в итоге путь между данными пунктами оказался кратчайшим?
Задача 6. Магистраль и канал пересекаются под углом меньше 45°, внутри которого расположен населенный пункт. Как проложить кратчайшую дорогу, проходящую от одного пункта сначала к берегу канала, а затем к магистрали?
Задача 7. Две магистрали пересекаются под острым углом, внутри которого расположены два населенных пункта. Как проложить кратчайший маршрут автобуса, соединяющий два данных пункта и имеющий выезды к каждой из двух магистралей в заданном порядке?
Использование подобных задач при изучении данного курса способствует развитию у студентов пространственного мышления и логики осуществления экономических расчетов.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: